МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКАЗКИ




       
       АККОРД (согласие) - СОЗВУЧИЕ, ЗВУЧАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ (не менее трех)  МУЗЫКАЛЬНЫХ ТОНОВ, ВЗЯТЫХ ОДНОВРЕМЕННО
       АККОМПАНЕМЕНТ (сопровождение) -  МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ФОН  К ОСНОВНОЙ  МЕЛОДИИ
       ДИРИЖЁР - РУКОВОДИТЕЛЬ ХОРА ИЛИ ОРКЕСТРА
       ПИАНИССИМО - ОЧЕНЬ ТИХО
       ПИАНО - ТИХО
       МЕЦЦО-ПИАНО -  ЧУТЬ ПОГРОМЧЕ
       ФОРТЕ -  ГРОМКО
       МЕЦЦО-ФОРТЕ -  ЧУТЬ ПОТИШЕ
       СФОРЦАНДО -  ОЧЕНЬ ГРОМКО
       КРЕЩЕНДО -  УСИЛЕНИЕ ЗВУКА
      ДИМИНУЭНДО -  ОСЛАБЛЕНИЕ ЗВУКА
       МАЖОР -  ВЕСЕЛО
       МИНОР -  ГРУСТНО
       АНСАМБЛЬ -  ДРУЖНО, ВМЕСТЕ
       АРТИКУЛЯЦИЯ -  АКТИВНАЯ РАБОТА   РТА В РЕЧИ И ПЕНИИ
       ЛЕГАТО - ПЛАВНО, СВЯЗНО
       СТАККАТО -  ОТРЫВИСТО
       УНИСОН -  СЛИЯНИЕ МНОГИХ ЗВУКОВ В ОДИН
       ФАЛЬЦЕТ -  ГОЛОВНОЙ ГОЛОС (ВЫСОКИЙ)
       ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ -  ВДОХ ПО ОЧЕРЕДИ
       ВИБРАТО -  ВОЛНИСТОЕ ЗВУЧАНИЕ
       КАНОН -  ВСТУПЛЕНИЕ ПО ОЧЕРЕДИ
       ДИКЦИЯ -  ЧЁТКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ
       А КАПЕЛЛА -  ПЕНИЕ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ   
       ИНТЕРВАЛ -  РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ЗВУКАМИ
       РИТМ -  ЧЕРЕДОВАНИЕ РАЗНЫХ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ                                     
      ТЕМБР -  ОКРАСКА ЗВУКА
       МЕТР -  ЧЕРЕДОВАНИЕ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ДОЛЕЙ
       ПАУЗА -  ЗНАК МОЛЧАНИЯ

ДИРИЖЕР

    Вы пришли в оперный театр. Спектакль еще не начался, но в оркестровой яме -- так называется помещение, расположенное внизу перед сценой -- уже собрались музыканты. Они настраивают свои инструменты, и шум стоит невообразимый. Кажется, что из этого хаоса звуков не может получиться стройное, согласное и красивое звучание. А ведь еще будут певцы-солисты и хор...
    Дирижер не просто следит, чтобы все играли согласно. Он тщательно продумывает замысел композитора -- характер звучания музыки. Он разучивает произведение с исполнителями, указывает, когда нужно вступить тому или иному инструменту, быстро или медленно, громко или тихо должен тот играть.

    Когда-то очень давно ансамблем исполнителей руководил музыкант, игравший на клавесине или органе. Он исполнял свою партию и одновременно определял темп, подчеркивал ритм.
    Потом руководство перешло к первому скрипачу.
    Был ещё один вариант руководства оркестром. В шестнадцатом веке маленьких дирижерских палочек еще в помине не было. Вместо них использовали приспособление, называемое батуттой. Больше всего батутта была похожа на длинную палку. Дирижер отбивал этой палкой ритм. Одним неудачным движением французский композитор Жан Батист Люлли опустил батутту на ногу, а через пару месяцев умер от воспаления раны.
    В начале XIX века сложилось понятие дирижера оркестра, близкое современному. Правда, в то время дирижер еще стоял лицом к публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. Поэтому приходилось стоять спиной к оркестру и дирижировать, не видя оркестрантов.
    Первыми от этого неудобного и для оркестра и для дирижера положения отказались немецкие композиторы Феликс Мендельсон и Рихард Вагнер.
    В начале же XIX века дирижеры применили впервые для дирижирования небольшую деревянную палочку. Сделали они это совершенно независимо друг от друга. Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера.