ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ №2


Познавательный  проект №2

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников

средствами народной музыки.  Русские валенки»

<
для детей старшего дошкольного возраста


 

 

                      

                                             
 

 Возраст: для детей  6 – 7 лет

Длительность  проекта: сентябрь  2013г  -  февраль 2014г

Стратегия осуществления проекта:  данный  проект осуществляется на базе МБДОУ ЦРР -  ДС  № 442  г.Челябинска  в подготовительной группе под руководством музыкального руководителя  первой квалификационной категории Климовой Н.А.

Показатели успешности реализации проекта:

В ходе реализации данного проекта предполагается:

- Познакомить детей с народными промыслами, предметами быта, русскими валенками; русскими народными инструментами;

- Разучить русские народные  и авторские песни, частушки, поговорки, стихи, танцы, игры;

- Просмотр видеозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Л.Руслановой;

- Просмотр видеозаписи танца «Валенки»;

- Прочитать детям сказки о русских валенках;

- Совместное изготовление аппликаций, рисунков, пластилинографии  «Валенок»;

- Сделать презентацию «Русские  валенки»;

- Подготовить тематическое занятие   "Мастерская "Русские валенки";

 
Актуальность проекта:

Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными  кризисами  породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий,  бездуховность современной  массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания,  возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику  детей,  все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии –  это делает   необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в  дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач  для меня  является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом»  утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная украинская мудрость. 

Данный проект поможет детям узнать о традициях русского народа;

познакомиться с русскими народными промыслами; историей русских валенок;  песенным и танцевальным творчеством;

 

Цель проекта:

- Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции;

- Воспитывать интерес к народной культуре;

- Формировать интерес к народным  традициям;

- Поиск и представление информации ( песни, стихи, поговорки, пословицы, частушки, танцы, игры, сценки, легенды, сценарии праздников, разработки конспектов, фотографии, рисунки, иллюстрации)

 
Задачи проекта:

 Образовательные:

- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;

- научить детей своими руками изготавливать рисунки, аппликации, пластилинографию валенок на занятиях по изодеятельности и ручному труду;

- познакомить детей  с приёмами игры на русских народных инструментах;

- познакомить детей с редкими словами и предметами быта;

 
Развивающие:

- развивать интерес детей к народному быту;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать художественный вкус;

 
Воспитательные:

- воспитывать интерес к народным промыслам;

- воспитание бережливости, аккуратности,  дружеских отношений друг к другу, к взрослым;

 
Музыкальные:

- формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой;

- обогащать музыкальные впечатления детей;

- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен;

- развивать чувство ритма;

- учить исполнять русские народные мелодии на детских музыкальных инструментах;

- продолжать формировать навыки исполнения танцевальных, хороводных движений;

Предполагаемые результаты:

- у детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для их изготовления;

- у старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям;

- сотрудники ДОУ активно вовлечены в совместную с детьми познавательно - творческую деятельность;

 

Обеспечение проекта:

Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов, иллюстраций, фотографий;

 Материально-техническое: ноутбук, фотоаппарат SONY, Интернет, музыкальные инструменты, музыкальный центр SAMSUNG, СД-диски,  МР3-диски, аудиокассеты, экран, телевизор  жк  SAMSUNG;

Наглядно-дидактическое: валенки, фотографии, иллюстрации, презентация;

 

Методы, средства, формы проекта:

- музыкальные занятия

- беседы

- объяснения

- развлечение

Практические: разучивание  песен, стихов, пословиц и поговорок, музыкально-ритмических движений, танцев, игр.

 

Этапы осуществления проекта:

Организационный:   сентябрь – октябрь  2013г

- выбор темы, подбор методической литературы;

- разработка сценария;

- подбор  музыкального  репертуара;

- изготовление атрибутов, фотографий, инструментов

Реализация проекта: ноябрь 2013г – февраль 2014г

1 Участие в  праздниках: "Праздник бабушек", "Новый год", "Масленица";

2 Проведение тематического занятия;

3 Презентация "Русские валенки"

Введение:

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.                    

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: “Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра”.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

В научной литературе подчёркивается, что именно в дошкольном возрасте, благодаря гибкому мышлению ребёнка, его ориентации на подражание окружающим людям, их поведению и поступкам могут быть заложены основы нравственного поведения.  Музыкальное искусство является важнейшим средством духовно-нравственного воспитания. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности.

Невозможно переоценить роль музыки в духовно-нравственном  воспитании дошкольников.  Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель.

“Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические, нравственные чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма и нравственности  являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Большие потенциальные возможности духовно-нравственного  воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

         В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Так, национальным достоянием в нашей стране являются……Русские валенки!

«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен  Великой Отечественной войны. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

 
История появления валенок:

“Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.

История валенок начинается с 4 века до нашей эры - именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках  Пазырыкского кургана.

Однако широко распространенное представление о древности валенок ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появились в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века.   Более ранних сведений о существовании валенок не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.

Самые древние изделия из валяной овечьей шерсти – ковры и чепраки. Этот метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам евразийских степей, а также горным скотоводам Тибета, Памира, Кавказа и Карпат. Из свалянного войлока шили теплые и надежные покрытия для жилища – кошмы, войлочные подушки, подстилки для сна, стельки для обуви и чулки-вкладыши в кожаный сапог. Войлок использовали в качестве кольчуги и подкладки под шлем, а также им обшивали крепостные стены, чтобы в нем застревали стрелы. Таким образом, не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами.

Как уже было сказано, первые валенки в виде цельного сапога появились в конце XVIII века. Но так как кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение (промышленное производство валенок началось лишь в конце 19 века), стоили валенки дорого, их носили лишь зажиточные люди. Зажиточной считалась та крестьянская семья, где валенки носили все ее члены, а в других домах хорошо, если была одна пара на всех. Относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи.  Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.   Для солдата, отправляющегося на службу, вообще ничего дороже валенок не было - теплая и прочная обувь не только берегла от холода, но и в бою могла защитить ноги от мелких осколков.  Прошло немало времени, пока валяное производство освоили в деревнях. Уж очень прибыльным оказался этот промысел - для каждого дома валенок скатать. Технология валяния передавалась из поколения в поколение, а потому у каждого умельца был свой секрет и валенки получались особые.

Не пренебрегали валенками и царские особы. Большая модница и обладательница огромного гардероба Екатерина Великая носила валенки под кринолином, спасая, таким образом, свои больные ноги.  Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти.

А вот позднее люди известные, дерзавшие на публике появиться в столь эпатажной обуви, вызывали массу кривотолков. Зимой 1912 года Сергей Есенин приехал в Петербург. Когда он впервые появился в светском салоне, то получил весьма холодный прием. Крестьянский самородок, восхищавший Москву не только стихами, но и всем своим народным колоритом, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Очевидцы так описывают скандальный эпизод: «На одном из чопорных приемов, Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: «Какие на вас интересные гетры!». Все присутствующие покатились со смеху». Позднее Есенин рассказывал: «Очень мне обидно стало тогда... Ведь я был доверчив, наивен...».

С уважением к произведениям народного промысла относились многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков корректно держат в тайне.

Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера мы победили и благодаря достаточному количеству теплой обувки.  Поговаривают, что ноу-хау принадлежало раскольникам, скрывавшимся в приволжских лесах от царской немилости. Однако это не единственная версия: жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на изобретение валенка.

Ярославская губерния с середины XVIII века является центром валяльного промысла, что было обусловлено расцветом местного овцеводства. Шерсть Романовской породы овец считается лучшим сырьем для производства валенок, так как отличается высокой «валкоспособностью». В 1904 году в Ярославской губернии было основано крупнейшее на тот момент предприятие по производству валенок — сапоговаляльный завод И. С. Кашина, ныне Ярославская фабрика валяной обуви.

В 19 веке в России появились фабрики по изготовлению валенок. Они существуют и сейчас. Самые крупные из них:

- Кукморский валяльно-войлочный комбинат — 800—900 тыс. пар;

- Ярославская фабрика валяной обуви — 550—600 тыс. пар;

- Омский комбинат валяной обуви — 170 тыс. пар;

- Калужская обувная фабрика — 150 тыс. пар;

- Егорьевская обувная фабрика — 100 тыс. пар;

- Битцевская фабрика валенок;  

 
Изначально валенки, или, по-сибирски, пимы, были коротенькими, а их голенища суконными. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы: и Петр I, и Анна Иоанновна с удовольствием носили изготовленные специально для них пимы. И лишь в XVIII веке валенки приобрели свой привычный вид: ремесленники Ярославской области "догадались" валять их целиком с голенищем. Ведь в том-то и достоинство валенка, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Вот за эту гениальную простоту "валенком" в народном фольклоре и зовется наивный до глупости человек. Есть у этой обуви только один недостаток, но довольно серьезный: очень они боятся сырости, поэтому сначала на подошву надевали кожаные, а позднее резиновые галоши.

 
Положительное влияние валенок на здоровье человека:

Медицина подтверждает благотворное влияние валенок на здоровье человека:

- Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах;

- Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха;

- Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах;

- Шерсть богата ланолином, приносящем облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряющим заживление ран и переломов;

- Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови;

- Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний;

- Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине;

- Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой;

 
Музей "Русские валенки" в Мышкине.

Валяные сапоги или валенки – изобретение сравнительно недавнее, ему всего около двухсот лет. Образно говоря, люди уже шампанское пили, а валенок еще не знали. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем.

Музей валенок открылся в небольшом приволжском городке Мышкин в 2000 году (Ярославская область, входящая в Золотое кольцо России), после того, как здесь впервые была проведена выставка-продажа «Русские валенки». Открыт он в городе неслучайно, уже больше ста лет в Мышкине работает валяльно – катальный цех, в котором трудится 9 человек. Музей пользуется огромной популярностью.

В музее «Русские валенки» можно узнать много интересного о процессе изготовления валенок, о том, как относились к валенкам великие русские государи. Как валенками лечили похмелье, простуду и ревматизм, как по валенкам невесты выбирали жениха. Здесь можно увидеть валенки, которые талантливыми умельцами были превращены из обычных промышленных «Золушек» в «сказочных принцесс».

Валенки, они же валенцы, волнушечки, выходки, пимы, катанки и чесанки. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём так катаньем» - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту!

Есть свои особенности и у мышкинских валенок. Во-первых, они всегда серые, потому что их делают только из шерсти романовской овцы, которую издавна разводят в этой местности. Во-вторых, все валенки - ручной работы. На весь город их валяют восемь женщин, и труд этот не легкий.  
В мышкинском музее не все валенки на один цвет - здесь есть обувь самых разнообразных расцветок и фасонов и даже модельные валенки, над которыми трудилась умелая дизайнерская рука. Мышкинские мастера и мастерицы украшают валенки мехом, вышивкой, вырезают фигурное голенище, а главный «шик» валеночной моды в Мышкине – это коротенькие валеночки-опорки.

 

Ещё в нашей стране  в Москве существует музей “Русские валенки”, расположенный в Замоскворечье (2-й Кожевнический переулок, д. 12)

   
Музей «Русские валенки» в Москве

Музей открыл свои двери в декабре 2001 года.

Посетив музей можно узнать абсолютно всю историю валенок, технологию их производства, познакомиться с ведущими (современными и уже ушедшими в историю) фабриками, производящими валенки.

В экспозиции музея представлены лучшие образцы валенок, начиная с самых простых, в которых ходили крестьяне и высшее сословие прошлых веков, заканчивая самыми современными «произведениями валяного искусства».

При всё возрастающем интересе людей к своей национальной культуре, благодаря разнообразной деятельности, музей приобрёл популярность.  

«Русские валенки» – это музей, в котором можно и нужно трогать экспонаты. Здесь можно даже купить заготовку и самостоятельно сделать сувенирный валенок.

С 2007 года музей является членом Международного Союза музеев ICOM.

Также существует музей «Русские валенки» в г.Кинешма (Ивановская область) и  в г. Вышний Волочек( Тверская область)


 
Интересные факты про валенки

- Обычно валенки делают из овечьей шерсти. Но бывают козьи, верблюжьи и даже собачьи валенки.

- На изготовление одной пары уходит в зависимости от размера от 4 до 7 килограммов шерсти.

- Среди валенок есть свои рекордсмены. На место в Книге рекордов Гиннесса претендуют два валенка-гиганта. Один, 120-го размера, высотой 157 см и весом 7,5 кг, был сделан в селе Кубенском под Вологдой.  Другой, еще громаднее, сваляли в Семипалатинске. Его высота - 178 см, вес - 16,5 кг, а размерчик как раз впору Гулливеру - 146-й!

- В свое время огромные валенки смастерили по спецзаказу для Олега Попова - клоун запрыгивал в них во время трюка.

- Чемпионаты по метанию валенок уже несколько лет проходят в Пятигорске и в Сыктывкаре. Как говорят участники, главное в валенкометании не сила броска, а точность прицела, ведь валенок в силу своих специфических аэродинамических свойств часто капризничает и летит не по заданной траектории.

- В 2002 году модельер Джанфранко Ферре создал специальную коллекцию валенок. А на зимней Олимпиаде - 2002 в Солт-Лейк-Сити российская сборная была патриотично обута в валенки с галошами.

- В Иркутске вручается ежегодная журналистская премия «Золотой валенок» - за самые исключительные промахи и ляпы.

Результаты работы показали, что реализация в процессе музыкальный деятельности  рассмотренных   методических рекомендаций, позволяет сформировать у дошкольников нравственные понятия и представления о нравственных общечеловеческих ценностях, развивать нравственные чувства и переживания на основе восприятия музыкального репертуара,  содержащего яркие художественные образы (патриотического характера, акцентирующие внимание на проявление доброты, милосердия и др.), что также способствует решению основной цели и задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников в целом.

 

 
Дидактический материал по теме «Валенки»

Сказка «Валенки и калоши»  (Лидия Ковалёва)

Наступила весна. В прихожей стояли в углу валенки, внимательно рассматривая сверкающие новизной калоши.  Надоело валенкам смотреть, как на них поглядывают блестящие калоши, они спросили:

– Скажите кто сейчас важнее?

– Конечно мы, – ответили калоши.

– А вот и нет, мы тоже важны, потому что без нас вы не сможете гулять.

– Сможем, – ответили калоши.

– Пойдем, погуляем, – пригласили валенки.

И отправились они гулять. Валенки бегут, перепрыгивают через лужи. Вдруг они хлюпнулись в лужу и еле выбрались из нее. Намокли, запачкались стали выглядеть неаккуратно.

А калоши в это время скользили по дорожкам. И вот решили они прыгнуть, поскользнулись и хлюпнулись в лужу, замочились,  замазались, стали похожи на старую лодку.  Остановились, смотрят друг на друга.

– Пойдем домой, – сказали они.

Кое-как они добрались до дома. Грязные, мокрые, встали на прежнее место и стали думать: что же они натворили? И кто из них важнее?

 
«Сказка о валенках-скороходах» (Татьяна Коваленко)

Жили-были на белом свете валенки. Один – правый, а другой, как вы сами понимаете, – левый. Жили они дружно, но и спорили частенько. Один говорил:

- Я правый валенок, поэтому всегда прав!

Другой ему возражал:

- Меня раньше сделали! Значит, я старше, а потому умнее, опытнее и всё лучше знаю!

И вот однажды царь-государь той страны, где жили валенки, кликнул клич: «Собирайтесь все умники-разумники в столицу на ученый турнир. Тот, кто мудренее всех окажется, моим первым министром станет!»

И стали валенки думать: ехать в столицу или нет. Левый валенок сказал так:

- Какой смысл ехать, если вся страна в столице соберется? Должности первого министра на всех все равно не хватит!

А правый другую песенку поет:

- Вот еще баловаться, я и так умный-преразумный, мне царские подачки ни к чему!

Выглянули валенки в окно: даже галоши, и те в столицу торопятся. Стыдно стало братьям, собрались они в дорогу и тоже в столицу отправились. А в пути по сторонам оглядываются и видят: вроде и не быстро они идут, а иных бегущих обгоняют. Тут правый валенок и спрашивает у левого:

- Слушай, ты старше и должен знать: как называется фирма, на которой нас изготовили?

- Фабрика «Скороход», а что?

- А то, что мы с тобой, видать, валенки-скороходы!

Обрадовались они, да так припустили вперед, что оказались в столице на неделю раньше всех. Отдохнули маленько, город посмотрели, а там уж наступила пора и в царский дворец являться.

И тут оказалось, что желающих принять участие в турнире так много, что просто тьма-тьмущая!

Сели валенки на скамеечку и стали думать: шансов на победу мало, что делать? Первый говорит: «Пошли лучше домой, что нам здесь делать?» А другой спорит: «Да ну тебя, мы их ихними же шапками и закидаем!»

Спорили-спорили и решили пойти к кому-нибудь за советом. А у кого же спрашивать совета, как не у всехнего авторитета? По словам дворовых мальчишек, наибольшим авторитетом среди местного населения пользовался Маленький Мух – небольшого роста и внушительной внешности. К нему и пошли валенки за советом. Маленький Мух, чтобы поскорее выпроводить непрошеных гостей, потребовал за свой совет цену непомерную и немыслимую. Огорчились валенки и отказались, извинившись за беспокойство. А Маленький Мух тут же и позабыл о них, своих дел хватает! Знал бы он, что это скороходы…

А тут уже и время обеда подошло. Пошли валенки на рынок, купили пирогов свежих и молока парного. Только устроились на лавочке, глядь: старушка-нищенка идет, поесть просит. Братья ее усадили рядышком с собой на скамеечку и накормили. Поела она, «спасибо» сказала и стала допытывать: куда, мол, идете, что ищете? А валенки и отвечают:

- Совет нам нужен, бабушка! Впереди у нас испытания серьезные, трудные. Подскажи ты нам, как с честью с ними справиться!

А она посмотрела на них внимательно, подумала и ответила так:

- Вы ведь на самом деле очень умные и умелые, только вечно в себе сомневаетесь! Вы еще не знаете, что за испытания вам попадутся, а уже психуете! И вообще, не так страшен царь, как его портреты!

Подмигнула старушка валенкам и исчезла!

Призадумались валенки. Один из них (отгадайте, который?) понял, что старушка его на «слабо» взяла, и он подумал: «И действительно, неужели не выдержу? Самому же стыдно потом будет…». А другой русскую поговорку вспомнил: «Глаза страшатся, а руки-то делают!». Сжал он кулачки и тоже решил не отступать.

В общем, все задания действительно оказались хоть и трудными, но валенкам вполне по силам. И проявили они себя самым наилучшим образом.

И вот собрал царь всех тех, кто благополучно выдержал все испытания, в своей парадной зале. Вручил каждому заслуженные награды, да чарку медовухи преподнес.

Первого же валенка назначили правым министром, второго – левым. Положили им высокое жалованье, да хоромы боярские для жилья определили. И стали они жить, не тужить, но и о старушке-ведунье не забыли. В благодарность за помощь взяли они ее к себе и заботились, как о родной бабушке. 

 
Сказка  «Валенок, Сапог и Туфелька» (Дмитрий Ушаков)

Жили-были в одной сапожной мастерской Валенок, Сапог и Туфелька.

Валенок, впрочем, как и все валенки, был теплым, мягким и добрым. Сапог гордился, что он – сапог. Он был сшит из прочной, добротной кожи и очень важничал. А Туфелька была красивой, изящной и очень легкой. Ей нравилось, когда все восхищались ее красотой.

И вот поспорили однажды Валенок, Сапог и Туфелька, кто из них нужней человеку. Спорили они, спорили, да так ни до чего и не договорились. Решили проверить делом.

Пришла лютая зима с холодами да со снегом. Валенок и говорит: «Хоть я не очень красив с виду, а все же люди меня обувают, чтобы ноги не заморозить». И, правда – всех обуты в валенки: и дети, и взрослые.

Прошло время, закапала с крыш веселая капель. Наступила весна. Снег тает, кругом лужи да грязь. Люди надели сапоги, чтобы ноги не промочить. Настала пора хвастаться Сапогу: «Ну, что я говорил? Все валенки сняли и сапоги одели. Незаменим я в эту пору!»

Еще время прошло. Черед лету красному пришел. Солнце припекает, жарко стало. Все поменяли сапоги на туфельки, босоножки и сандалии. Туфелька кричит: «Ура-ура! Мое время пришло! Посмотрите, все в туфельках ходят – щеголяют, а о вас и забыли».

Задумался Валенок, нахмурился Сапог, развела руками Туфелька: а важнее-то все-таки кто?

Тут мимо сапожник проходил, услыхал про этот спор и так им сказал: «Не ссорьтесь. Каждый из вас незаменим в свое время года, а значит, все вы важны и необходимы людям!».

«Сказка про валенки»  ( )

Жили-были валенки, самые обычные, из овечьей шерсти, очень теплые и совсем невзрачные. Они стояли в шкафу современной квартиры, среди лаковых ботфортов, замшевых ботильонов и леопардовых босоножек. Валенки с восхищением смотрели на своих соседей, и им было очень печально, что они не родились такими же красивыми.

Валенки очень хотели вновь оказаться на ножках своей обладательницы. В последний раз она надевала их, когда гостила у дедушки с бабушкой в деревне. Теперь вместо пушистого белого снега на них падает лишь пыль и косые взгляды всё вновь появляющейся обуви.

Однажды хозяйка второпях забыла закрыть шкаф и ушла, оставив включенным телевизор. По телевизору показывали коллекцию зима 2010 от известного дома моды. Валенки очень удивились, когда увидели, что на моделях тоже надеты валенки, и они были очень нарядные и красивые.

Валенки поставили цель – во что бы то ни стало измениться! Они нашли яркие бусинки, ленточки и кружавчики и украсили себя так, словно только что сошли с подиума.

Когда хозяйка вернулась домой и увидела это произведение искусства, ее радости и удивлению не было предела. Новые валенки смотрелись великолепно и с джинсами, и новой юбкой, и с блузкой.

 
«Дедушкины валенки»  (Сергей Гришунин) 

Лёшку сегодня в школу не пустили, потому что температурил. Родители-то на работу пошли, ну, а он с дедушкой дома остался. Дедушка старый, под радио спит на диванчике, да валенки его на полу лежат. Два кактуса на левом окне и на правом пять, и зеркало посередине. За окнами во дворе зима киснет и небо серое — оттепель. Ходики на стене тикают, радио деду бормочет — скучно. Лёшка смотрит на котёнка, играющего с клубочком, а тот закатил его в валенок и вслед забрался — смешно. Только почему-то не вылезает — интересно. Лёшка подходит к валенку и трясёт его дыркой вниз — пусто. Руку суёт — никого. Вот и не с кем теперь играть — грустно, да к тому же и страшновато. Будит дедушку Лёшка,

— Деда вставай, наш котёнок пропал в валенке.

А дед спит и ворчит сквозь сон,

— Бу-бу-бу, котёкать, — и вставными зубами чмокает.

Хоть плачь, да ведь Лёшке семь лет уж, так что — не маленький. Идёт к окну, а там кактусы и у одного цветок жёлтый. Лёшка оторвал его и в рот сунул. Пожевал немного и съел. Снова пошёл котёнка искать. Кис-кис-кис — тишина. Лёшка опять взял валенок и заглянул внутрь — темно, словно космос, только звёзд нет. Это, наверно, как на уроке им батюшка говорил, что раньше всё так и было — одна темнота и дух носился. Лёшка принюхался — м-да, миллион лет до нашей эры, кладбище динозавров. Тут где-то вдали блеснула и загорелась маленькая звёздочка, потом ещё и ещё, и повела куда-то вглубь темноты, поблёскивая, дорога. Из валенка вдруг повеяло морозной свежестью, а издалека донеслось еле слышное мяуканье. Несомненно, котёнок находился где-то там, в бескрайних просторах вселенной. Валенок в руках неожиданно затяжелел и выпал из рук. Он медленно падал на пол и дырка его стремительно разбежалась по сторонам, исчезнув за пределами зрения. Лёшка оказался в ночной тьме на дороге из сияющих разноцветных шаров и зашагал по ней, а шары, как только их касалась его нога, отзывались мелодичным звоном — очень красиво. Так легко было ему идти, что он стал перепрыгивать то через два, то через три шара и уже примеривался перескочить через четвёртый, как заметил вдруг краем глаза, что подошёл к огромным воротам. Закрыто. Он остановился и, задрав голову кверху, прочитал надпись АТТРАКЦИОНЫ. Вот, значит, какие дела! Внимательно присмотревшись, он увидел справа маленькую прорезь для монет и табличку с инструкцией. В ней говорилось, что никаких денег сюда кидать не нужно, а вот если есть при себе какая-нибудь тонкая расчёска или вязальная спица, то поковырявшись ею как следует — возможно и повезёт, и тогда ворота откроются, и наши развлечения будут к Вашим услугам. Конечно, Лёшка пожалел, что оставил свой перочинный ножик на письменном столе, но где же тогда котёнок? Неужели за этими, что уж и говорить, расчудесными воротами? Не нужно ему других развлечений. Пусть котёнка отдают! Лёшка было забарабанил по ним кулаками, помогая ещё и ногой — глухо. Отчаявшись достучаться, он развернулся и побрёл обратно. Музыка под ногами уже не радовала и он просто шёл по шарам, как по асфальту. Вместо свежести чувствовалась духота и затхлость, и в конце концов ему пришлось протискиваться в какой-то колючей тесноте, пока он еле не сдёрнул с головы валенок и не оказался обратно возле дедовой кровати. Дедушка уже проснулся и сидел, поглаживая котёнка. Он весело посмотрел на Лёшку, растрёпанного всего и покрасневшего от смущения, и сказал,

— Ты его не в том валенке смотрел, внучек.

 
"Дедушкин валенок"    (Михаил Пришвин)

 Хорошо помню - дед Михей в своих валенках проходил лет десять. А сколько лет в них он до меня ходил, сказать не могу. Поглядит, бывало, себе на ноги и скажет:

- Валенки опять проходились, надо подшить.

И принесет с базара кусок войлока, вырежет из него подошву, подошьет, и опять валенки идут, как новенькие.

Так много лет прошло, и стал я думать, что на свете все имеет конец, все умирает и только одни дедушкины валенки вечные.

Случилось, у деда началась сильная ломота в ногах. Никогда дед у нас не хворал, а тут стал жаловаться, позвал даже фельдшера.

- Это у тебя от холодной воды, - сказал фельдшер, - тебе надо бросить рыбу ловить.

- Я только и живу рыбой, - ответил дед, - ногу в воде мне нельзя не мочить.

- Нельзя не мочить, - посоветовал фельдшер, - надевай, когда в воду лезешь, валенки.

Этот совет вышел деду на пользу: ломота в ногах прошла. Но только после дед избаловался, в реку стал лазить только в валенках, и, конечно, тер их беспощадно о придонные камешки. Сильно подались от этого валенки, и не только в подошвах, но и выше, на месте изгиба подошвы, показались трещинки.

 "Верно, это правда, - подумал я, - что всему на свете конец бывает, не могут и валенки деду служить без конца: валенкам приходит конец".

Люди стали деду указывать на валенки:

- Пора, дед, валенкам твоим дать покой, пора их отдать воронам на гнезда.

Не тут-то было! Дед Михей, чтобы снег в трещинки не забивался, окунул их в воду - и на мороз. Конечно, на морозе вода в трещинках валенка замерзла и лед заделал трещинки. А дед после того валенки еще раз окунул в воду, и весь валенок от этого покрылся льдом. Вот какие валенки после этого стали теплые и прочные: мне самому в дедушкиных валенках приходилось незамерзающее болото зимой переходить - и хоть бы что...

И я опять вернулся к той мысли, что, пожалуй, дедушкиным валенкам никогда и не будет конца.

Но случилось однажды - дед наш захворал. Когда пришлось ему по нужде выйти, надел в сенях валенки, а когда вернулся, забыл их снять в сенях и оставить на холоду. Так в обледенелых валенках и залез на горячую печку.

Не то, конечно, беда, что вода от растаявших валенок с печки натекла в ведро с молоком, - это что! А вот, беда, что валенки бессмертные в этот раз кончились. Да иначе и быть не могло. Если налить в бутылку воды и поставить на мороз, вода обратится в лед, льду будет тесно, и бутылку он разорвет. Так и этот лед в трещинках валенка, конечно, шерсть везде разрыхлил и порвал, и, когда все растаяло, все стало трухой...

Наш упрямый дед, как только поправился, попробовал валенки еще раз заморозить и походил даже немного, но вскоре весна пришла, валенки в сенцах растаяли и вдруг расползлись.

- Верно, правда, - сказал дед в сердцах, - пришла пора отдыхать в вороньих гнездах.

И в сердцах швырнул валенок с высокого берега в репейники, где я в то время ловил щеглов и разных птичек.

- Почему же валенки только воронам? - сказал я. - Всякая птичка весною тащит в гнездо шерстинку, пушинку, соломинку,

Я спросил об этом деда как раз в то время, как он замахнулся было вторым валенком.

- Всяким птичкам, - согласился дед, - нужна шерсть на гнездо - и зверькам всяким, мышкам, белочкам, всем это нужно, для всех полезная вещь.

И тут вспомнил дед про нашего охотника, что давно ему охотник напоминал о валенках: пора, мол, их отдать ему на пыжи. И второй валенок не стал швырять и велел мне отнести его охотнику.

Тут вскоре началась птичья пора. Вниз, к реке, на репейники, полетели всякие весенние птички и, поклевывая головки репейников, обратили свое внимание на валенок. Каждая птичка его заметила и, когда пришла пора вить гнезда, с утра до ночи стали разбирать на клочки дедушкин валенок. За одну какую-то неделю весь валенок по клочку растащили птички на гнезда, устроились, сели на яйца и высиживали, а самцы пели. На тепле валенка вывелись и выросли птички и, когда стало холодно, тучами улетели в теплые края. Весною они опять вернутся, и многие в дуплах своих, в старых гнездах найдут опять остатки дедушкина валенка. Те же гнездышки, что на земле были сделаны и на кустах, тоже не пропадут: с кустов все лягут на землю, а на земле их мышки найдут и растащат остатки валенка на свои подземные гнезда.

Много в моей жизни походил я по лесам и, когда приходилось найти птичье гнездышко с подстилом из войлока, думал, как маленький:

 "Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечные".

 

Сказка «Валенок»

 Действующие лица: Рассказчик; Валенок; Мышка; Кот Барсик. Посреди сцены, на возвышении стоит валенок с заплаткой на пятке.

Рассказчик: Жил был мальчик, Егорка. Зимой он очень любил гулять, кататься с горки, играть в снежки, лепить снеговиков, строить снежные крепости. Никакие холода ему были не страшны, потому что у него были замечательные, теплые, пуховые валенки. Вот только, не любил Егорка ставить их на место. И однажды, когда он опять раскидал свои валенки куда попало, с одним валенком случилась вот такая история.

Валенок: (выглядывая из-за валенка) Валенок я новый, Валенок пуховый! Не страшны мне холода, Валенок я хоть куда! Мы пойдем с Егоркой  в мороз кататься с горки.

 (Появляется мышка с узелком. Озабоченно ищет что-то, обнюхивает)

Мышка: Я ищу себе квартирку, надоело в норке жить! Мне бы теплую перинку, мне б кладовку смастерить!

(Мышка ищет по разным углам, между зрителями, натыкается на валенок, с восторгом оглядывает его со всех сторон)

Мышка: Валеночек! Новый, Валенок! Пуховый! Не страшны в нем холода, Валеночек хоть куда! Только как в него входить, как квартирку мне открыть? Прогрызу - ко в нем я дверку. Ну - ка, только снимем мерку.

 
(Мышка хвост примеривает к пятке валенка. Раздается хруст, заплатка открывается как дверка. Мышка ее проверяет, любуется на свою работу)

Мышка: Очень точная примерка. Замечательная дверка!

Рассказчик: (Раскрывает валенок. Появляется валенок изнутри. Помогает мышке разложить вещи.) Поселилась мышка в валенке. Обустроила она свою новую квартирку.

 (Мышка достает из узелка припасы, с восторгом обнюхивает)

Мышка: Вот морковка, вот перловка, Вот баранка, вот и сыр. Закачу сегодня пир! На перинке полежу. Дом мышатам покажу. Вот для зернышек кладовка. Как придумала я ловко!

 
(На сцену вальяжно входит кот, мышка прячется под одеяло, видно как она дрожит)

Кот Барсик: А я рыжий котик невиданной красы. У меня есть когти, хвостик и усы! Хоть я сам еще малыш, Но меня боится мышь! Чувствую знакомый запах, Мышка будет в моих лапах!

Валенок: Котик, Барсик, помоги! Мышку злую прогони! Меня мышка искусала, вместо пятки – дырка стала.

 
(Кот удивляется, замечает валенок, принюхивается, кивком показывает свое согласие, грозит мышке)

Кот Барсик: Мышка, выходи скорей, дырку в валенке зашей. Валенок был новый, новый и пуховый! С дыркой валенок не гож, на мороз в нем не пойдешь. А не то, клянусь сметаной, я с тобой шутить не стану! Возвращайся лучше в норку и  не огорчай Егорку.

 
(Мышка виновато стоит с опущенной головой, собирает все вещи в узелок)

Мышка: Что ж вернусь я снова в норку, очень я люблю Егорку. Он меня не обижал. Сыра мне, баранку дал. Подарил мне одеяло, чтобы мне теплее стало. Буду вещи собирать, буду дырку зашивать.

 Рассказчик: Мышка вещи собирала, Мышка дырку зашивала.

 
(Меняет декорацию, появляется валенок с заплаткой. Мышка зашивает валенок, виновато стоит с узелком)

Валенок: Вот спасибо тебе, Барсик! Подарю тебе я бантик. (Выходит, дает бантик коту) А потом с Егоркой тебя прокатим с горки!

Кот Барсик: (пятится назад) С горки ехать я не стану. Лучше дайте мне сметану. (поглаживает живот) Бантики я не люблю, его мышке подарю. (Зовет мышку, дарит ей бантик. Мышка надевает его, красуется. Все герои выходят на сцену)

Рассказчик: Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. А вы, ребята, аккуратно обращаетесь со своей обувью? (Актеры концовку произносят хором) Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец, а кто не слушал, тот – соленый огурец.

 

 «Валенки»   (русская народная песня)

 1 Валенки да валенки,

Ой, да не подшиты, стареньки.

Нельзя валенки носить,

Не в чем к миленькой ходить.

 
Припев:

Валенки, валенки,

Эх, не подшиты, стареньки.

 
2 Ой ты, Коля — Коля-Николай,

Сиди дома, не гуляй.

Не ходи на тот конец,

Ох, не носи девкам колец.

 
Припев.

 
3 Чем подарочки носить,

Лучше валенки подшить.

 
Припев.

 
4 Суди люди, суди Бог,

Как же я любила:

По морозу босиком

К милому ходила.

 
Припев:

Валенки, валенки,

Эх, не подшиты, стареньки.

 

«Мне без валенок нельзя»  (слова и музыка А.Стрельченко)

Мой дружочек меня ждёт

 каждый вечер у ворот.

 Но в такие холода

 Мне без валенок беда.

 Чтобы к милому пойти,

 Надо валенки найти.

 О-ооо!

 Надо валенки найти.

 

 Валенки, валенки

 Прячет моя маменька.

 Всё равно я их найду,

 На свидание пойду.

 

 Говорят, любить зимой -

 Значит дома быть одной.

 На морозе стынет кровь.

 Не согреет и любовь.

 Но не буду я страдать,

 Только б валенки достать.

 О-ооо!

 Только б валенки достать.

 

 Валенки, валенки

 Прячет моя маменька.

 Всё равно я их найду,

 На свидание пойду.

 

 Разговоров не боюсь.

 С милым в валенках пройдусь.

 Пусть морозец горячей,

 Сердцу только веселей.

 Буду в валенках ходить,

 Буду милого любить.

 О-ооо..

 Буду милого любить.

 

 Валенки, валенки

 Прячет моя маменька.

 Всё равно я их найду,

 На свидание пойду.
.........................................................................................................................................

Комментариев нет:

Отправить комментарий