Музыкальная канарейка (рассказ)
У моей бабушки была канарейка. Бабушка её очень берегла, потому что канарейка была тоненькая, нежная - вся желтенькая и пела чудесно. Эта канарейка тоже музыку обожала, только самую хорошую. Бабушка ей всегда самые лучшие свои пластинки заводила, разные там концерты. Вот как-то бабушка ушла из дому, а я позвал к себе ребят. На дворе был дождь, нам было скучно, и мы придумали устроить свой оркестр. Я взял гребенку и тонкую бумажку, сделал себе гармошку. А ребята - один себе стакан поставил - ложечкой стучать, другой - пустое ведро кверху ногами: вместо барабана; у третьего -трещотка деревянная была. И начали мы играть известную песенку: «Мы едем, едем, едем в далёкие края!» И совсем было у нас на лад пошло, начало даже что-то получаться, - вдруг входит бабушка. Вошла бабушка, улыбнулась на нашу музыку. Потом посмотрела на клетку да как всплеснет руками: - Ах, что вы делаете! Вы мою канарейку убили! А мы к её клетке даже близко не подходили. Смотрим -правда, канарейка лежит на песке, глаза закрыты и ножки кверху. Бабушка сразу всех ребят зонтиком выгнала и давай скорей свою канарейку сердечными каплями отхаживать. Отходила всё-таки. Ba6yшкa немножко успокоилась и говорит: " Глупые какие! Разве можно при ней такой отвратительный шум устраивать! Ведь у ней замечательно нежный слух. Она не может вытерпеть ваших трещоток, ведер и губных гармошек. Это очень музыкальная птичка-певичка, и с ней сделался настоящий обморок от вашей безобразной игры.
Кто чем поёт? (рассказ)
Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется, только не у каждого голос есть. Вот послушай, чем и как поют безголосые. Лягушки на озере начали ещё с ночи. Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли... «Ква-а-а-а-а!..» - одним духом пошел из них воздух. Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался: - Целый хор! Будет мне чем поживиться! И полетел на озеро завтракать. Прилетел и сел на берегу. Сел и думает: «Неужели я хуже лягушек? Поют же они без голоса. Дай-ка я попробую».Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл. А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала: «Безголосая я цапля! Да ведь и Аист - не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает». И придумала: «Дай-ка на воде сыграю!» Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул. «Прумб-бу-бу-буми!..» -словно бык проревел. «Вот так песня, - подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. -Инструмент-то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой не палочка?» Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой - как задолбит носом по суку! Точь-в-точь - барабанная дробь. Вылез из-под коры Жук с предлинными усами. Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея - тоненький писк послышался. Пищит усач, а всё напрасно; никто его писка не слышит. Шею натрудил - зато сам своей песней доволен. А внизу, под деревом, из гнезда вышел Шмель и полетел петь на лужок. Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жесткими крылышками, словно струна гудит. Разбудила шмелиная песня Саранчу в траве. Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у нее на крылышках, а вместо смычков - задние лапки коленками назад. На крыльях - зазубринки, а на ножках - зацепочки. Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринками зацепочки себе задевает - стрекочет. Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр. «Эх, - думает долгоносый Бекас под кочкой, - надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся... Эх! Была не была, - полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!»Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, повернулся носом к земле и понесся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветер перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял. А это Бекас. Отгадай, чем он поёт? Хвостом!
В. В. Бианки
Сказка В. Одоевского
“Мелодия”, запись 1969 г. |
|
Вы услышите одну из сказок дедушки Иринея.
Вероятно, немногим из вас знакомо имя дедушки Иринея, а ведь он чудесный рассказчик.
Если вам когда-нибудь представится случай встретить дедушку Иринея, не упускайте момента и просите его рассказать сказку. Не бойтесь, смело подходите к нему, потому что Ириней Модестович Гомозейка только на вид строгий и неприступный, а на самом деле он добрейший и милейший человек на свете. Еще никому и никогда он не отказывал в просьбе рассказать сказку. Он тут же, присев не ближайшую скамейку, а может быть даже на ходу, если торопится на службу, поведает вам несколько занимательных историй об Африке, Индии. Скорее же всего дедушка Ириней расскажет вам сказку «Городок в табакерке».
Герой этой сказки — маленький мальчик Миша. Это самый обыкновенный мальчик, и как все обыкновенные мальчишки, Миша очень любит игрушки. Особенно же ему нравятся заводные игрушки, в которых, если их завести, начинают крутиться какие-то колесики, валики. А потом, что уже совсем удивительно, игрушка, как живая, начинает двигаться. Сколько раз Миша пытался проникнуть в тайну заводных игрушек, и всегда неудачно. Каждый раз, после того, как игрушка побывала в Мишиных руках, она наотрез отказывалась ездить, кувыркаться или пищать.
Неизвестно, сколько бы еще игрушек испортил Миша, если бы однажды в их доме не появилась чудесная табакерка. О, это была удивительная табакерка!
На ее крышке был нарисован сказочный город, над которым взад-вперед ходило солнце, озарявшее своими лучами серебряные деревья с золотыми листьями. А все время, пока солнце двигалось, внутри табакерки звучала нежная музыка: динь-динь, динь-динь, — выпевали невидимые колокольчики. Да, это была замечательная табакерка. Словно завороженный, Миша не мог отвести от нее глаз.
— Папенька, — наконец не выдержал он, — а отчего звенят колокольчики?
— Попробуй-ка сам догадаться, — сказал Мише отец и оставил его наедине с табакеркой.
— Но только не трогай пружинку — предупредил он, уходя. Долго глядел Миша, как ударяют молоточки по колокольчикам, как пружинка толкает в бок валик и вдруг неожиданно для самого себя, коснулся пальцем пружинки. И тут случилось непоправимое — пружинка лопнула, и музыка замолкла.
— Ой — испуганно воскликнул Миша и… проснулся. К счастью, он дотронулся до пружинки во сне, а произойди это на самом деле, чудесная табакерка была бы испорчена. И никогда бы уже над домами городка Динь-динь не подымалось бы солнце и не звучала бы больше веселая песенка колокольчиков. Как хорошо, что это был всего-навсего сон.
И еще одну радость принес этот сон. Ведь благодаря ему Миша познакомился с чудесными Мальчиками-колокольчиками, увидел «добродушного» Надсмотрщика-валика, а также Царевну-пружинку, которые помогли ему узнать, отчего же поют колокольчики. Оказывается, дело в том… Но об этом пусть вам расскажет сама сказка дедушки Иринея «Городок в табакерке»
Да, чуть не забыл открыть вам один секрет. Иринея Модестовича Гомозейки никогда не было. Как же не было, — возразите вы, — когда в библиотеках есть сборники его сказок, где черным по белому написано «Сказки и рассказы дедушки Иринея». Весь секрет в том, что от лица дедушки Иринея выступал со своими сказками писатель Владимир Федорович Одоевский (1803—1869 гг.) |
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий