ИСТОРИЯ МУЗЫКИ


Когда возникла музыка?

Этот вопрос давно волнует людей. Еще в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние" греки считали, что музыка дарована им богами.
Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе.
У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков, воинственные возгласы повергали в ужас врагов.
Музыка, ее ритм и мелодия оказывали на человека сильное эмоциональное воздействие.
Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира -крики диких зверей, птиц.
Главным элементом первобытной музыки был ритм.
Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием.
Позже люди подметили, что ритмичные громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они-то и стали первыми музыкальными инструментами.

У африканских племен до сих пор существуют огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, барабаны поменьше из высушенной тыквы, а также рога, раковины - прообразы современных ударных и духовых инструментов.

Музыка древних греков.

В жизни древних греков музыка играла очень важную роль. Она звучала на праздниках и в дни траура, на театральных представлениях. Многие греки умели петь и играть на музыкальных инструментах - лире и кифаре. Это известно из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Изображения музыкантов можно встретить также на знаменитых греческих вазах.
О музыке в Древней Греции рассказали миру находки археологов.
На острове Крит были обнаружены статуэтки музыкантов, а также росписи с изображениями певцов и танцоров.

У греков были прекрасные танцы: плавные хороводы и быстрые с прыжками пляски. Все танцы исполнялись под аккомпанемент духового инструмента - авлоса.
Древнегреческие трагедии сопровождались хоровымипеснями. Музыку к ним писали авторы. В комедиях звучали народные песни и мелодии, исполнялись пляски и хороводы.
Велико значение античной музыки. Ведь до сих пор музыканты всего мира пользуются терминами греческого происхождения: «музыка», «мелодия», «гармония», «гамма».
Древние греки считали, что человек с детства должен заниматься спортом, чтобы закалить свое тело, и музыкой, чтобы воспитать душу.
     Так мог звучать древнегреческий авлос.

Как  появился орган?

Орган - самый большой инструмент. На нем играют как на фортепиано, нажимая клавиши. Вот только инструмент этот не струнный, а духовой. Его прародителем была дудочка.
в Древней Греции был инструмент, который называли флейтой Пана. Он представлял собой несколько дудочек разной величины, соединенных вместе. Греки считали, что придумал этот инструмент бог лесов и рощ Пан

Предком органа можно считать и древний инструмент, состоящий из соединенных в ряд или по окружности трубок; воздух в которые вдувался ртом. Таких инструментов было много. Одна из разновидностей такого инструмента называется шэн.                                                                      Шэн — древний лаосский (китайский, бирманский) народный духовой язычковый музыкальный инструмент, тростниковый органчик. Состоит этот инструмент из стеблей тростника, в которых вырезаны две группы язычков. Звучат они интересно. Одни из них звучат при вдохе, а другие - при выдохе. Строй пентатонический (пять нот), характерный для восточной музыки. Существует мнение, что первый шэн привез в Европу из Китая итальянский путешественник Марко Поло.Ему очень понравился этот инструмент. Этот древний инструмент был изображен на картине итальянского художника XV века Козимо Тура «Мадонна на троне». Здесь сразу можно заметить необычайное сходство шена с органом. На переднем плане у ног Мадонны один ангел (слева) играет на органе, трубы которого собраны в пучок, как у шэна, другой ангел (справа) качает в орган воздух. Так же расположенные трубы в органе-позитиве мы видим на одной из иллюстраций в трактате М. Преториуса «Syntagma musicum». В переводе с греческого слово organon означает инструмент - не какой-либо конкретный, а просто инструмент. Да и на Руси в Средние века слово «орган» означало «всяк сосуд гудебный, так же суть трубы, свирель, роги, тимпаны и кимвалы».
Почему появился орган? Играть сразу на нескольких дудочках  как у флейты Пана было трудно, не хватало дыхания. Поэтому люди стали искать механизм, заменяющий дыхание человека.

Вначале воздух нагнетали мехами, похожими на кузнечные.
В 3 веке до н. э. механик Ктесибий из древнеегипетского города Александрии придумал использовать водяной насос.
              
Так появился водяной орган - гидравлос. Но нужно было, чтобы воздух попадал не во все трубы сразу, а только в определенном порядке, в соответствии с мелодией.

В I веке до н. э. великий римский архитектор Витрувий изобрел клавиши.
Первые органные клавиши были огромными и очень тяжёлыми. Музыкант играл не пальцами, а сжатыми кулаками и даже локтями! Чтобы рукам не было больно, надевал кожаные перчатки. Позже клавиши стали маленькими и легкими.
У органа не простая судьба. В Византии на нем играли при дворе императора и в цирке. Потом церковники запретили орган. Действовал этот запрет три века.
В 660 году Римский Папа Виталион разрешил использовать орган во время богослужении, ведь этот инструмент своим звучанием заполнял самые величественные храмы с их огромным внутренним пространством.

Каждый орган неповторим и строится по специальному проекту. Внутри него есть комнаты, лестницы, потолки. Сто лет назад в этих помещениях трудились рабочие во время концерта, они вручную качали огромные меха. В наше время эту работу выполняют электромоторы.
В современных органах - тысячи труб! Самые большие высотой более 10 метров, а самые маленькие - 10 миллиметров.
Исполнитель - органист - сидит на длинной скамье. Перед ним множество кнопок, ручек и переключателей, несколько клавиатур для рук и одна педаль - для ног.
Играть на органе очень сложно. Рядом с исполнителем обычно находится помощник.
Звучание органа производит огромное впечатление. Оно заменяет целый оркестр.
Голос этого музыкального инструмента подобен то нежному звуку флейты, то мягкому звучанию скрипки, то величавому пению капеллы.
Музыку для органа писали многие композиторы. Самые замечательные произведения для этого музыкального инструмента были созданы И. С. Бахом.

Как невмы стали нотами.

С глубокой древности люди стремились сохранить музыку, для этого необходимо было записать мелодию. Делали это везде по-разному.
В Древней Греции музыкальные звуки" обозначали буквами греческого алфавита.
В средневековой Европе для этого использовали специальные значки -невмы. Они выглядели как черточки, точки и запятые.
В России для записи музыки придумали особые знаки - крюки.
Все эти обозначения были не совсем удобными. Например, невмы рисовали над текстом. Они подсказывали певцу, как должна двигаться мелодия. Подсказка помогала лишь тогда, когда музыкант знал мелодию наизусть. Музыкой в средние века могли заниматься только монахи и богословы.
В конце 10 века один из них сделал гениальное изобретение. Он провел на бумаге линию, на которой нарисовал невмы одной высоты.
Эта линия была красного цвета. Потом кто-то добавил к первой линии вторую. Она была желтой и означала другой звук.
Третью и четвертую линии провел итальянский музыкант Гвидо Д'Ареццо.
Сами невмы превратились из крючков в квадратики, 
затем в ромбы, поздне стали круглыми.
Так появились ноты, которые разместились на линейках. Буквы, стоявшие в начале линейки, превратились в ключи: А сами названия нот родились из первых слогов семи строчек латинского гимна святому Иоанну -покровителю певцов. С тех самых пор во всем мире пользуются нотами для записи музыки.



 
Слово «nota» по-латыни означает «знак», «заметка».        По-разному расположенные на нотном стане ноты передают нам длительность и высоту звука.
Высота ноты определяется ее положением на нотном стане.
Счет линейкам ведется снизу вверх. Линейки помогают нам определить, какая нота обозначает более низкий звук, а какая более высокий.
Во всех странах знают имена семи нот: до - ре - ми - фа - соль - ля - си.     
Кто такие трубадуры и менестрели?
В средние века в Европе жили рыцари. Они проводили время в походах, сражениях и турнирах. Но многие из них любили поэзию и музыку. Подобные рыцари и стали первыми композиторами.

Они жили на юге Франции в Провансе в 11 веке. Называли их трубадурами.
Трубадуры писали стихи и музыку к ним, а их неизменные спутники-слуги - менестрели -пели песни своего господина.
Каждый трубадур долго обучался правилам хорошего тона и обхождения с дамой, а также поэзии и музыке.
От настоящего трубадура требовалось знать ходящие в народе новости, иметь хорошую память, показать осведомленность о последних сплетнях о королевском дворе, уметь экспромтом сочинить стихи для сеньора или дамы и играть, по меньшей мере, на двух музыкальных инструментах, которые тогда любили при больших и малых феодальных дворах. 
Трубадуры и менестрели странствовали по стране. Свои песни они посвящали прекрасным дамам. Поэтому главной темой их творчества была возвышенная любовь, а девизом -создание прекрасной мелодии, идущей от сердца. Они сочиняли песни легкие и понятные всем.
В своих песнях трубадуры рисовали сцены битв, воспевали красоту родной природы. Некоторые песни трубадуров до сих пор поют во Франции.
      
               Как звучала музыка трубадуров.

Какое пение называют "а-капелла"?

Любители музыки хорошо знают хоровые коллективы, которые называются капеллами. Интересно, что слово «капелла» в переводе с итальянского означает «часовня». Как часовня связана с хором?
С давнего времени в Италии  капеллой называли специально выделенное место в церкви или отдельное маленькое помещение при церкви -часовню. здесь под сводом, словно под шапкой, помещался церковный хор. К нему и перешло слово капелла.
О пении без инструментального аккомпанемента   стали   говорить«как в часовне».   По-итальянски  это звучит  как   а' cappeila. А сам хор называют капеллой.
В наши дни пение a cappella распространено во всем мире и представлено в различных музыкальных жанрах: рок, популярная музыка, джаз. 

Музыкальные  инструменты                                                               Знакомство детей с историей музыкальных инструментов.
Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Чарующие звуки золотой кифары возвещали появление златокудрого Аполона. Никто не мог сравниться с ним в игре на этом дивном музыкальном инструменте, и когда фригийский сатир Марс осмелился состязаться с ним в музыке и явился на это состязание со своим музыкальным инструментом - тростниковой флейтой в руках, он жестоко поплатился за свою дерзость.
Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии.
В глубокой древности люди не только умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку, но даже записывали ее нотными знаками на глиняных табличках. Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры. Глиняная табличка с нотной
записью найдена при раскопках шумерского города Ниппура (на территории современного Ирака).                                                                                  Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним изстарейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди каменного века. Они использовали их, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности. Так же эти инструменты использовались как объекты для взаимного общения.


С чего же начинались музыкальные инструменты?
Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами  одного камня о другой. Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека
    - Дудка из кости.
    - Флейта из кости.
    - Звериные рога.
    - Труба из ракушек.
    - Барабан из шкур животных.
    - Трещетки из камня, древесины.
    - Музыкальные луки (луки охотников)

Это интересно
Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты.
Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

Постепенно появились более совершенные  музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр.


Зачем оркестру дирижер?

Вам наверняка приходилось бывать в оперном Театре. Вы пришли и заняли свои места в зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты.
Вы слышите, как они настраивают свои инструменты. До вас доносится невообразимый шум! Кажется, что из этих звуков ничего красивого не получится. А ведь еще будут певцы-солисты и хор!
Но вот открывается занавес, и... полилась прекрасная музыка.
В том, что все инструменты звучат слаженно и четко, заслуга дирижера - он руководит огромным оркестром. А происходит все с помощью небольшой деревянной палочки.

Эту тоненькую палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром литавр и звуки труб, пение скрипок и нежные трели флейт.
Волшебной палочка становится только в руках дирижера. Он нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле - везде, где музыку исполняет большой коллектив.
В древнегреческом театре главной фигурой былкорифей - он дирижировал хором, ему подчинялись и музыканты. Ритм корифеи отбивали подошвой, окованной железом, а дирижировали руками.

В средние века церковные дирижеры пользовались особым уважением. Символом их музыкальной власти был тяжелый, искусно отделанный жезл.

В опере 18 века дирижера называли «дровосеком», потому что в его руках была палка длиной 1 метр 80 сантиметров. Этой палкой -по-итальянски ее называли «баттута» - во время спектакля отбивали громко ритм Не очень-то приятно было слушать музыку в таком сопровождении, ведь руководитель оркестра колотил в пол, отбивая ритм.
А в итальянской опере дирижеров было двое: один, скрипач, руководил оркестром, другой, клавесинист, - певцами. Место за клавесином было опасным, там обычно сидел автор оперы. Ему частенько приходилось испытывать на себе реакцию публики на его произведении. Если темпераментным итальянцам не нравилась музыка, в несчастного автора летели гнилые помидоры и тухлые яйца.
В 19 веке состав симфонического оркестра увеличился, и стало просто невозможно одновременно играть на инструменте и дирижировать. И вот тогда первый скрипач оркестра, его называли концертмейстер, отложил свою скрипку и стал дирижером. 

С развитием оркестровой игры и усложнением многоголосия появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра и возникло тихое дирижирование – жестами руки. Но музыкантам не всегда удавалось уследить за движениями руки дирижера и чтобы сделать жест более заметным, мастера стали использовать различные предметы.
Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы – композитор Мендельсон дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку.
Однако все дирижеры стояли  всегда  лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным.
Первым традицию нарушил Рихард Вагнер. Он и его современники Мендельсон, Лист, Берлиоз и были первыми дирижерами в современном понимании. Они вели за собой оркестр.

А небольшую деревянную палочку для дирижирования впервые применили композиторы и дирижеры Карл Вебер и Людвиг Шпор.

     


Сделали они это независимо друг от друга. Новый способ дирижирования такпонравился, что палочка стала верной помощницей  дирижера.
Говорят, когда замечательный русский композитор Александр Глазунов приехал в Англию, где должен был дирижировать, то, не зная английского языка, выучил лишь одну фразу, с которой и обратился к оркестрантам:
«Господа, прошу вас сыграть то, что я нарисую концом своей палочки».
 





 

Комментариев нет:

Отправить комментарий