Когда возникла музыка?
Этот вопрос давно волнует людей. Еще в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние" греки считали, что музыка дарована им богами.
Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе.
Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе.
У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков, воинственные возгласы повергали в ужас врагов.
Музыка, ее ритм и мелодия оказывали на человека сильное эмоциональное воздействие.
Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира -крики диких зверей, птиц.
Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира -крики диких зверей, птиц.
Главным элементом первобытной музыки был ритм.
Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием.
Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием.
Позже люди подметили, что ритмичные громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они-то и стали первыми музыкальными инструментами.
У африканских племен до сих пор существуют огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, барабаны поменьше из высушенной тыквы, а также рога, раковины - прообразы современных ударных и духовых инструментов.
Музыка древних греков.
В жизни древних греков музыка играла очень важную роль. Она звучала на праздниках и в дни траура, на театральных представлениях. Многие греки умели петь и играть на музыкальных инструментах - лире и кифаре. Это известно из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Изображения музыкантов можно встретить также на знаменитых греческих вазах.
О музыке в Древней Греции рассказали миру находки археологов.
На острове Крит были обнаружены статуэтки музыкантов, а также росписи с изображениями певцов и танцоров.
На острове Крит были обнаружены статуэтки музыкантов, а также росписи с изображениями певцов и танцоров.
У греков были прекрасные танцы: плавные хороводы и быстрые с прыжками пляски. Все танцы исполнялись под аккомпанемент духового инструмента - авлоса.
Древнегреческие трагедии сопровождались хоровымипеснями. Музыку к ним писали авторы. В комедиях звучали народные песни и мелодии, исполнялись пляски и хороводы.
Велико значение античной музыки. Ведь до сих пор музыканты всего мира пользуются терминами греческого происхождения: «музыка», «мелодия», «гармония», «гамма».
Древние греки считали, что человек с детства должен заниматься спортом, чтобы закалить свое тело, и музыкой, чтобы воспитать душу.
Так мог звучать древнегреческий авлос.
Как появился орган?
Орган - самый большой инструмент. На нем играют как на фортепиано, нажимая клавиши. Вот только инструмент этот не струнный, а духовой. Его прародителем была дудочка.в Древней Греции был инструмент, который называли флейтой Пана. Он представлял собой несколько дудочек разной величины, соединенных вместе. Греки считали, что придумал этот инструмент бог лесов и рощ Пан
Почему появился орган? Играть сразу на нескольких дудочках как у флейты Пана было трудно, не хватало дыхания. Поэтому люди стали искать механизм, заменяющий дыхание человека.
Вначале воздух нагнетали мехами, похожими на кузнечные.
В 3 веке до н. э. механик Ктесибий из древнеегипетского города Александрии придумал использовать водяной насос.
Так появился водяной орган - гидравлос. Но нужно было, чтобы воздух попадал не во все трубы сразу, а только в определенном порядке, в соответствии с мелодией.
В I веке до н. э. великий римский архитектор Витрувий изобрел клавиши.
Первые органные клавиши были огромными и очень тяжёлыми. Музыкант играл не пальцами, а сжатыми кулаками и даже локтями! Чтобы рукам не было больно, надевал кожаные перчатки. Позже клавиши стали маленькими и легкими.
У органа не простая судьба. В Византии на нем играли при дворе императора и в цирке. Потом церковники запретили орган. Действовал этот запрет три века.
В 660 году Римский Папа Виталион разрешил использовать орган во время богослужении, ведь этот инструмент своим звучанием заполнял самые величественные храмы с их огромным внутренним пространством.
У органа не простая судьба. В Византии на нем играли при дворе императора и в цирке. Потом церковники запретили орган. Действовал этот запрет три века.
В 660 году Римский Папа Виталион разрешил использовать орган во время богослужении, ведь этот инструмент своим звучанием заполнял самые величественные храмы с их огромным внутренним пространством.
В современных органах - тысячи труб! Самые большие высотой более 10 метров, а самые маленькие - 10 миллиметров.
Исполнитель - органист - сидит на длинной скамье. Перед ним множество кнопок, ручек и переключателей, несколько клавиатур для рук и одна педаль - для ног.
Играть на органе очень сложно. Рядом с исполнителем обычно находится помощник.
Звучание органа производит огромное впечатление. Оно заменяет целый оркестр.
Звучание органа производит огромное впечатление. Оно заменяет целый оркестр.
Голос этого музыкального инструмента подобен то нежному звуку флейты, то мягкому звучанию скрипки, то величавому пению капеллы.
Музыку для органа писали многие композиторы. Самые замечательные произведения для этого музыкального инструмента были созданы И. С. Бахом.
Музыку для органа писали многие композиторы. Самые замечательные произведения для этого музыкального инструмента были созданы И. С. Бахом.
Как невмы стали нотами.
С глубокой древности люди стремились сохранить музыку, для этого необходимо было записать мелодию. Делали это везде по-разному.
В Древней Греции музыкальные звуки" обозначали буквами греческого алфавита.
В средневековой Европе для этого использовали специальные значки -невмы. Они выглядели как черточки, точки и запятые.
В Древней Греции музыкальные звуки" обозначали буквами греческого алфавита.
В средневековой Европе для этого использовали специальные значки -невмы. Они выглядели как черточки, точки и запятые.
В России для записи музыки придумали особые знаки - крюки.
Все эти обозначения были не совсем удобными. Например, невмы рисовали над текстом. Они подсказывали певцу, как должна двигаться мелодия. Подсказка помогала лишь тогда, когда музыкант знал мелодию наизусть. Музыкой в средние века могли заниматься только монахи и богословы.
В конце 10 века один из них сделал гениальное изобретение. Он провел на бумаге линию, на которой нарисовал невмы одной высоты.
Эта линия была красного цвета. Потом кто-то добавил к первой линии вторую. Она была желтой и означала другой звук.
Третью и четвертую линии провел итальянский музыкант Гвидо Д'Ареццо.
Сами невмы превратились из крючков в квадратики, затем в ромбы, поздне стали круглыми.
Третью и четвертую линии провел итальянский музыкант Гвидо Д'Ареццо.
Сами невмы превратились из крючков в квадратики, затем в ромбы, поздне стали круглыми.
Так появились ноты, которые разместились на линейках. Буквы, стоявшие в начале линейки, превратились в ключи: А сами названия нот родились из первых слогов семи строчек латинского гимна святому Иоанну -покровителю певцов. С тех самых пор во всем мире пользуются нотами для записи музыки.
Слово «nota» по-латыни означает «знак», «заметка». По-разному расположенные на нотном стане ноты передают нам длительность и высоту звука.
Высота ноты определяется ее положением на нотном стане.
Счет линейкам ведется снизу вверх. Линейки помогают нам определить, какая нота обозначает более низкий звук, а какая более высокий.
Во всех странах знают имена семи нот: до - ре - ми - фа - соль - ля - си. Кто такие трубадуры и менестрели?
Счет линейкам ведется снизу вверх. Линейки помогают нам определить, какая нота обозначает более низкий звук, а какая более высокий.
Во всех странах знают имена семи нот: до - ре - ми - фа - соль - ля - си. Кто такие трубадуры и менестрели?
В средние века в Европе жили рыцари. Они проводили время в походах, сражениях и турнирах. Но многие из них любили поэзию и музыку. Подобные рыцари и стали первыми композиторами.
Они жили на юге Франции в Провансе в 11 веке. Называли их трубадурами.
Они жили на юге Франции в Провансе в 11 веке. Называли их трубадурами.
Трубадуры писали стихи и музыку к ним, а их неизменные спутники-слуги - менестрели -пели песни своего господина.
Каждый трубадур долго обучался правилам хорошего тона и обхождения с дамой, а также поэзии и музыке.
От настоящего трубадура требовалось знать ходящие в народе новости, иметь хорошую память, показать осведомленность о последних сплетнях о королевском дворе, уметь экспромтом сочинить стихи для сеньора или дамы и играть, по меньшей мере, на двух музыкальных инструментах, которые тогда любили при больших и малых феодальных дворах.
Трубадуры и менестрели странствовали по стране. Свои песни они посвящали прекрасным дамам. Поэтому главной темой их творчества была возвышенная любовь, а девизом -создание прекрасной мелодии, идущей от сердца. Они сочиняли песни легкие и понятные всем.
В своих песнях трубадуры рисовали сцены битв, воспевали красоту родной природы. Некоторые песни трубадуров до сих пор поют во Франции.
От настоящего трубадура требовалось знать ходящие в народе новости, иметь хорошую память, показать осведомленность о последних сплетнях о королевском дворе, уметь экспромтом сочинить стихи для сеньора или дамы и играть, по меньшей мере, на двух музыкальных инструментах, которые тогда любили при больших и малых феодальных дворах.
Трубадуры и менестрели странствовали по стране. Свои песни они посвящали прекрасным дамам. Поэтому главной темой их творчества была возвышенная любовь, а девизом -создание прекрасной мелодии, идущей от сердца. Они сочиняли песни легкие и понятные всем.
В своих песнях трубадуры рисовали сцены битв, воспевали красоту родной природы. Некоторые песни трубадуров до сих пор поют во Франции.
Как звучала музыка трубадуров.
Какое пение называют "а-капелла"?
Любители музыки хорошо знают хоровые коллективы, которые называются капеллами. Интересно, что слово «капелла» в переводе с итальянского означает «часовня». Как часовня связана с хором?
С давнего времени в Италии капеллой называли специально выделенное место в церкви или отдельное маленькое помещение при церкви -часовню. здесь под сводом, словно под шапкой, помещался церковный хор. К нему и перешло слово капелла.
О пении без инструментального аккомпанемента стали говорить«как в часовне». По-итальянски это звучит как а' cappeila. А сам хор называют капеллой.
В наши дни пение a cappella распространено во всем мире и представлено в различных музыкальных жанрах: рок, популярная музыка, джаз.
Музыкальные инструменты Знакомство детей с историей музыкальных инструментов.
Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Чарующие звуки золотой кифары возвещали появление златокудрого Аполона. Никто не мог сравниться с ним в игре на этом дивном музыкальном инструменте, и когда фригийский сатир Марс осмелился состязаться с ним в музыке и явился на это состязание со своим музыкальным инструментом - тростниковой флейтой в руках, он жестоко поплатился за свою дерзость.
Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии.
В глубокой древности люди не только умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку, но даже записывали ее нотными знаками на глиняных табличках. Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры. Глиняная табличка с нотной
записью найдена при раскопках шумерского города Ниппура (на территории современного Ирака). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним изстарейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди каменного века. Они использовали их, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности. Так же эти инструменты использовались как объекты для взаимного общения.
Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки которые относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!) найдены на территории Венгрии и Молдавии.
В глубокой древности люди не только умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку, но даже записывали ее нотными знаками на глиняных табличках. Самая древняя нотная запись, дошедшая до наших дней, относится к XVIII веку до нашей эры. Глиняная табличка с нотной
записью найдена при раскопках шумерского города Ниппура (на территории современного Ирака). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним изстарейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди каменного века. Они использовали их, например, для охоты, чтобы себя предостеречь от опасности. Так же эти инструменты использовались как объекты для взаимного общения.
С чего же начинались музыкальные инструменты?
Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой. Самые известные музыкальные инструменты первобытного человека:
- Дудка из кости. - Флейта из кости. - Звериные рога. - Труба из ракушек. - Барабан из шкур животных. - Трещетки из камня, древесины. - Музыкальные луки (луки охотников) |
Это интересно
Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый “оркестр”, так много там было древних музыкальных инструментов. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты.
Очевидно, исполняемые на таких музыкальных инструментах мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими. В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.
Постепенно появились более совершенные музыкальные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий