ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ




БУБЕН  
    Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод (обечайку). К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент. Иногда для извлечения звука проводят по коже пальцем. Такой эффектный приём характерен для игры на испанском бубне ПАНДЕРЕТТА.
    Пришедший в симфонический оркестр в XIX веке, бубен был известен еще в странах
    Древнего Востока. Потом он стал народным музыкальным инструментом в Италии и Испании. Ни один танец не обходился без его сопровождения. И в симфоническом оркестре он аккомпанирует восточным, цыганским, испанским и итальянским пляскам. Бубен звучит в Итальянском каприччио Чайковского, в Испанском каприччио Римского-Корсакова, в цыганской пляске из «Кармен» Бизе...
         
АРФА
    Название этого музыкального инструмента начинается и заканчивается на первую букву русского алфавита. Наверное, это не случайно. Потому что арфа – один из самых первых струнных музыкальных инструментов на Земле.
    Прекрасно выглядит Арфа для своего почтенного возраста. Изящная как крыло гигантской бабочки, смотрится по-королевски: вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из струн.
    Древние египтяне писали иероглифами, каждый иероглиф изображал целое слово. Когда они хотели написать слово «прекрасное», то рисовали именно портрет арфы.

   Однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент – из охотничьего лука! А если попробовать на один лук натянуть не одну, а две – три тетивы? Все они разной длины и поэтому звучат по-разному: выше и ниже. Теперь уже нетрудно представить себе ближайших родственниц лука – лиру и арфу.
    Лукообразные арфы были известны в Египте уже в 3000 году до новой эры.

    В старинные времена славились ирландские арфисты, которые исполняли свои сказания -- саги -- под аккомпанемент маленькой переносной арфы. увидеть также на государственных печатях,. В дни кельтских вождей арфист был почитаемым человеком и занимал почётное место после вождей и бардов. Арфисты, иногда слепые, играли, в то время как барды декламировали для своих вождей. Когда наступала война, арфисты поощряли мужчин к сражениям с противником и большим завоеваниям, играя на прекрасных золотых инструментах,
    инкрустированных драгоценными камнями. Также арфа была любимым музыкальным инструментом королей. Самая старая сохранившаяся ирландская арфа названа в честь Короля Ирландии Бриана Бору, великолепно на ней играющего.

    Музыкальный инструмент изображён на гербе Ирландии. Кельтскую арфу или Геральдическую (или Гельскую) арфу можно увидеть также на государственных печатях, ирландских монетах.

    В древней легенде рассказывается, как появилась ирландская арфа. Как-то раз женщина заснула на берегу моря. Вдруг она услыхала, как ветер гудит сухожилиями в скелете кита, лежавшем рядом с ней. Муж женщины сделал деревянную раму и натянул на неё китовые жилы, сделав первую арфу.

    Ирландская арфа используется в современное время в ирландской музыке.

    Голос у этого прекрасного музыкального инструмента негромкий, нежный, ласковый. Он журчит, как лесной ручеек, убаюкивает, утешает.

    Сейчас арфа используется как один из инструментов симфонического оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих средневековых предков. У нее сорок пять - сорок семь струн, натянутых на треугольную металлическую раму изящной формы. Снизу оркестровой арфы находятся семь педалей. Форма оркестровой арфы похожа на поднятую крышку рояля.

    Звучит арфа очень поэтично. Композиторы используют ее, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.

    Очень часто арфа солирует в балетах. Она звучит в «Вальсе цветов» из «Щелкунчика», в сцене из «Лебединого озера» и Адажио из «Спящей красавицы» Чайковского.
           
ДОМРА 


Домра — старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. В старинные времена домру делали из разрезанной пополам тыквы. Поэтому корпус домры круглый. На длинной шее-грифе расположены полоски-лесенки, - лады; каждый лад соответствует определённой ноте. На головке – три ушка-колка. На них крепятся три (реже – четыре) струны. В середине деки находится круглое отверстие с фигурной розеткой. Из этого отверстия вылетает звук. Играют на домре с помощью медиатора. Скоморохи играли на домрах косточками и пёрышками. Домра является прообразом русской балалайки.
    Игроки на домре назывались домрачеями. На Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев властей и в XVII веке скоморохов начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.
    Лишь в самом конце XIX века руководитель первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев, интересовавшийся не только балалайкой, но и другими русскими народными инструментами, нашел изображение домры и по нему восстановил инструмент, а потом создал и целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек. Самая маленькая - домра пикколо, обладающая самым высоким голосом. За домрой пикколо следуют малая (прима), теноровая, басовая и контрабасовая домры.
БАЛАЛАЙКА  
    Самым распространенным народным музыкальным инструментом на Руси.100, 200 лет была балалайка. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Наряду с гармошкой и, в меньшей степени, жалейкой, она стала символом России.

    Балалайка -- струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. Балалайка входит в оркестр русских народных музыкальных инструментов. У нее деревянный треугольный корпус, похожий на юбочку, и длинная шея - гриф, на которых натянуто три струны. Сверху грифа – 3 колка-ушка, с помощью которых музыкант настраивает перед выступлением струны инструмента. Извлекается звук щипком или так называемым бряцанием -- ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Пользуются и специальным пластиковым лепестком, - медиатором или плектором.

    Сто лет тому назад любитель музыки Василий Андреев задумал простонародному музыкальному инструменту дать новую жизнь: привести ее в концертные залы. Андреев создал целое семейство балалаек: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили названия пикколо (самая маленькая балалайка), прима, секунда, альт, бас и контрабас (самая большая, с самым низким голосом).
    Характер у балалайки лёгкий, беззаботный. Звук чистый, звонкий. Даже в детской книге есть упоминание об этом инструменте: «Я поэт, зовусь Незнайка. От меня вам – балалайка».


  Балалайка контрабас

    В семействе балалаек этот инструмент занимает особое место. Он самый большой по размерам, а по динамике и звуку - самый мощный и низкий.
    Как и у прочих балалаек, у контрабаса три струны. Играют на контрабасе большим кожаным медиатором. Контрабас такой огромный, что играть на нем приходится стоя. К инструменту снизу крепится металлический штырь, который при игре упирается в пол.
           
ГАРМОШКА 
    Гармошка (гармоника, гармонь) – русский народный духовой (клавишно- или кнопочно-духовой) музыкальный инструмент. Звучит она за счёт воздуха, который наполняет её складки-меха. Гармошка - родственница самого величественного музыкального инструмента – органа.
    На всех праздниках и народных гуляньях первым и важным человеком всегда считался гармонист. Кто же еще мог достаточно быстро исполнить любую мелодию, чтобы развеселить народ или позволить немного потанцевать.
    Самым же распространенным инструментом из этого разряда являлся баян. Назван инструмент в честь древнерусского певца-сказителя Бояна, который славился своими музыкальными рассказами. Вторая разновидность гармошки - аккордеон. Только у аккордеона с одной стороны кнопки, а с другой – клавиши. У баяна же с обеих сторон кнопки.
    Одна из самых интересных и весёлых гармошек - саратовская гармошка – небольшая гармошка с колокольчиками.
ГУСЛИ  
    Давным-давно появился на свет этот русский народный струнно-щипковый инструмент. Родился, подобно арфе, из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску. А затем, для получения лучшего резонанса, их натянули на плоский ящик со сторонами разной длины, соответствующими постепенно увеличивающейся длине струн.
    Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины. Это были гусли звончатые. Еще их называли гусли яровчатые. Вам, наверное, приходилось встречать эти названия в былинах и старинных русских сказках. Еще легендарный Боян, певший славу князьям в «Слове о полку Игореве», был гусляром.
    В XVII веке появились другие, более совершенные гусли, с большим, чем у звончатых, количеством струн. Их называли тогда «столовыми», а мы скажем более привычно, более современно -- настольными. Это был прямоугольный инструмент, который ставили на стол или просто приделывали к нему ножки. Звук у него был ярче и сильнее, возможности для исполнителя -- шире, чем на гуслях звончатых.
    Настольные гусли существуют четырех размеров, от самых маленьких до очень крупных -- пикколо, прима, альт и бас.
ЖАЛЕЙКА
    Жалейка - русский народный духовой музыкальный инструмент.
    Как и самый близкий ее родственник, пастуший рожок, жалейка - небольшая трубка из дерева или тростника. Только у рожка, который делается еще и из бересты, трубка расширяется и заканчивается раструбом. У жалейки нижний конец цилиндрической трубки вставляется в раструб из коровьего рога или бересты.
    В боковых стенках трубки есть несколько отверстий. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки различной высоты.
    Тембр жалейки пронзительный и гнусавый. Жалейка невелика - всего сантиметров десять. Рожок бывает значительно длиннее, поэтому его иногда сгибают, как трубу или валторну.
ЛОЖКИ  
    Кажется, нечего этому слову делать в музыкальном словаре. Тем не менее, попал он сюда по праву. Это русский народный музыкальный инструмент, похожий, в сущности, на кастаньеты. Он состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.
    Применяют их в оркестрах народных инструментов. А иногда организуют и самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей
ТРЕЩОТКИ

   
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали как трещотки
И давай меня тереть,
Приговаривать...

    Все мы с детства помним эти строчки знаменитого, ставшего классическим «Мойдодыра» Чуковского, но вот что такое трещотки, пожалуй, ответить затруднимся. Ясно только одно: они трещат, что и следует из их названия.
    Трещотки -- старый русский народный ударный инструмент. Состоит он из сухих тонких дощечек, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.
Скрипка  
    В симфоническом оркестре скрипку зовут Царицей оркестра.
    Не случайно скрипок больше, чем других музыкальных инструментов. Это самый высокий по диапазону и самый маленький из струнной смычковой группы. Несмотря на хрупкость и изящество формы, в скрипке кроются огромные возможности и неожиданная сила. Поэтому скрипку считают самым совершенным из всех смычковых инструментов.
    Однако скрипка не всегда обладала столь огромными возможностями. Не всегда её корпус был так благородно красив.
    Давным-давно, когда ещё не было симфонических оркестров, скрипка была очень неказиста. Играли на ней бродячие или народные музыканты. Своей формой она напоминала большую грушу. Звали её окорок или гудок. При игре инструмент держали вертикально, опирая его о колено. Струны у неё было не четыре, как сейчас, а три. Мелодию играли на третьей струне, а две нижние служили непрерывно тянущейся педалью, гудящим бурдоном, как у волынки. Отсюда и её старинное название – гудок, гудище.
    В 16-19 века была любима и совсем другая скрипка. Это была миниатюрная карманная скрипка под названием пошетта (на французском языке слово «поше» означает «карман»). Без пошетты не обходился ни один уважающий себя учитель танцев. Она была необходима для наигрывания мелодий при показе ученикам танцевальных движений. Окончив урок, танцмейстер укладывал пошетту в карман.
    Наконец скрипка попадает в руки итальянских волшебников-мастеров. Имя самого известного из них - Антонио Страдивари. Им подписаны более тысячи инструментов.
    Известно, что мастера очень придирчиво выбирали материалы: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей выбирали «поющие», т.е. примечали, на какую ель чаще садятся птицы, потом прослушивали, чтобы оценить певучесть. Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И не валили, а бережно опускали на землю. Секрет изготовления инструментов хранили в тайне и передавали от отца к сыну, от мастера – к ученику.
    Пройдя такой нелёгкий исторический путь, скрипка заняла место главного музыкального инструмента симфонического оркестра. В оркестре скрипки располагаются слева от дирижёра, прямо перед зрителями. Однако, в оркестре они не совсем равноправны, так как делятся на первые и вторые. Есть ещё среди скрипачей первая скрипка. Музыкант, играющий на ней, называется концертмейстер, что значит концертный мастер. Иногда первой скрипке поручают исполнять мелодии соло, без оркестровой поддержки. Поэтому роль концертмейстера оркестра очень ответственна.
    Даже исполняя соло, скрипка иногда может звучать как орган, как целый оркестр. Именно так она звучит в знаменитой «Чаконе» И.С.Баха. Слушая эту бессмертную музыку, трудно представить, что эту мужественную и скорбную музыку играет скрипка – мягкий одноголосный инструмент.

Виолончель
    Так же, как скрипка и альт, виолончель принадлежит к группе струнных смычковых инструментов. Она очень похожа на них, но значительно больше по размеру.
    Звук виолончели густой, сочный и певучий. По тембру он напоминает человеческий голос и больше всего – баритон.
    Если скрипку и альт музыканты держат горизонтально на плече, то виолончель слишком велика для этого. Ее ставят вертикально. Раньше, в прошлые века, виолончель ставили на специальный стул, причем играли стоя. Потом приспособили металлический шпиль, который упирается в пол, и исполнитель играет сидя, поместив инструмент между колен.
    Виолончели часто поручают выразительные соло.
    В «Элегии» Массне виолончель аккомпанирует человеческому голосу. Это произведение получило наибольшую известность в исполнении Шаляпина. Но, как бы ни велик был Шаляпин, он не смог бы спеть «Элегию» на одном дыхании. В то же время, слушая эту музыку, у нас создаётся впечатление, что её мелодия льётся беспрерывно. Эта иллюзия создаётся именно из-за того, что романс вместе с Шаляпиным поёт виолончель. Сам Шаляпин говорил, что учась выразительности пения, он учился у виолончели.
    Пожалуй, самое знаменитое виолончельное соло – «Лебедь» Сен-Санса из оркестрового цикла «Карнавал животных». Это произведение – великолепное торжество лирики. Мало что можно поставить рядом с этим одним из лучших творений Сен-Санса. Понятна блистательная судьба “Лебедя” – он быстро выделился из “Карнавала животных” и зажил собственной жизнью.
    1905 году великий русский балетмейстер Михаил Фокин создал балетный номер на музыку “Лебедя” для гениальной русской балерины Анны Павловой.

Контрабас

    Самый низкий по звучанию среди струнных смычковых инструментов, контрабас играет важную роль в симфоническом оркестре. Это своего рода музыкальный фундамент, на который опирается звучание всех остальных инструментов.
    Как сольный инструмент контрабас выступает редко. На нем очень трудно добиться остроты и точности интонации, так как он слишком большой и громоздкий.
    Играть на нем приходится стоя или сидя на специальном очень высоком табурете. Для того, чтобы заставить вибрировать его струны, приходится приложить немалые усилия.
    Контрабасы популярны в эстрадных оркестрах и ансамблях. Там, как правило, на них играют щипком - пиццикато.

Кастаньеты
Это   своеобразный   музыкальный  инструмент испанского происхождения. Под задорное щелканье кастаньет пляшут испанцы болеро, сегидилью,хоту.   Кастаньеты   принадлежат   к   числу ударных инструментов симфоническогооркестра. Применяют их довольно часто, как правило, в танцевальных эпизодах -  в испанских увертюрах Глинки"Арагонская  охота" и "Ночь  в Мадриде", в испанских танцах в балетах Чайковскогои Глазунова.  А в "Кармен",во втором акте героиня танцует под кастаньеты, которымисама "выщелкивает" замысловатый ритм.  Сделаны кастаньеты из  дерева. Это  дведеревяшки в  форме раковины,  соединенные либо шнурком, который надевается на
запястье (если пользоваться ими должна  артистка-певица или  балерина  на сцене),либо  деревянной рукояткой  (если  они должны звучать в оркестре)
Тарелки 
Не правда ли, странное название для музыкального инструмента? И тем не менее 
тарелки - плоские металлические пластинки - один из самых распространенных 
ударных инструментов. В оркестре они появились еще в XVII веке, а известны 
были на много веков раньше. На тарелках играли еще 4 тысячи лет тому назад, 
в древнем Египте. 
В оркестре бывает обычно пара тарелок (поэтому, как и литавры, называются 
они всегда во множественном числе). Звук извлекают, ударяя тарелки друг о друга, 
ударяя по тарелке палочкой от барабана или литавр, металлической метелкой. 
Звук тарелок, в зависимости от способа и силы удара, может получиться самый 
разнообразный - от звонкого, пронзительного до еле слышного шелеста. 
Чаще всего удары тарелок совпадают со звучанием большого барабана. Бывает, 
что одна из тарелок привинчивается к барабану, и играет на обоих инструментах 
один и тот же исполнитель. 
Тарелки - инструмент с неопределенной высотой звука, партия их записывается 
на одной линейке. 
 

Ударные  инструменты  
  Все  музыкальные инструменты  имеют  очень  древнее
происхождение. Струнные  - от  охотничьего лука,  духовые -  от раковины,  рога,тростника. Но самый  "почтенный" возраст  у ударных  инструментов: они  возникли еще у  первобытных  людей, которые  стали  сопровождать свои  пляски ритмичными ударами   одного   камня   о   другой.   Постепенно  появились более совершенные инструменты: оказалось, что если натянуть кожу на полый предмет (деревянный  или глиняный), то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов,литавр. В  течение  веков  складывалась  группа  ударных  инструментов  -  самая неустойчивая по составу,  но и самая  разнообразная в современном симфоническом оркестре. Сейчас  в  нее входят  литавры,  большой и  малый  барабаны, тарелки.
Несколько реже применяются  бубен или тамбурин,  тамтам,
треугольник,  колокола,кастаньеты, колокольчики, ксилофон, челеста. Только некоторые среди этих,  очень разных,   инструментов   обладают   звуками  определенной высоты. Как показывает название группы, звук получается, когда по инструменту ударяют рукой,  пальцами, металлической   палочнойили   специальной   колотушкой.   В   оркестр ударные
инструменты пришли очень  давно, но только  в XIX веке  ударная группа  получила широкое   применение.   Ударные   инструменты  подчеркивают ритм музыки, придают звучанию оркестра большую силу, а  его краскам большее разнообразие. Иногда  они используются с целью звукоподражания, например для изображения грома, ливня.

Послушать как звучит ксилофон:
Послушать как звучит перкуссия:


Арфа
Много веков насчитывает история арфы - одного из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов.
  Было это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, какой-то охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление,и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву - и получилось уже два музыкальных звука различной высоты; стало возможным сыграть простенькую мелодию... Это было великое открытие: возник первый струнный щипковый инструмент.
Шли годы, десятилетия, века. К прежним струнам прибавлялись все новые и новые, но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Арфу любили в древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в древней Греции и Риме.
В средние века арфа стала аристократическим инструментом.
На арфе играет лишь тот, кто свободен и знатен.
Она никогда не звучит под рукою раба... так говорили средневековые поэты.
Позднее арфа проникла во все слои общества, но в XIX веке чаще всего ее можно было встретить в аристократических салонах, в дворянских гостиных.Арфу богато украшали, играли на ней, как правило, женщины. "Волшебным инструментом" называли ее поэты, восхищаясь нежными, переливающимися звуками. Считали, что благовоспитанная девица из порядочного общества должна уметь играть на ней. Л. Толстой в "Войне и мире" рассказывает, как играла на арфе Наташа Ростова...
  Сейчас арфа существует и как солирующий инструмент и как один из
инструментов оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих
средневековых предков. У нее 45-47 струн, натянутых на треугольную раму.При помощи семи педалей, укорачивающих, когда это необходимо, те или иные струны, на арфе можно извлечь все звуки от ре-бемоль контроктавы до фа-диез четвертой октавы.
  Арфа звучит очень поэтично. Композиторы используют ее, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов. Много произведений написано для арфы как концертинструмента. Очень часто арфа солирует в балетах. Она звучит в "Вальсе цветов" из "Щелкунчика", в сцене из "Лебединого озера" и адажио из "Спящей красавицы" Чайковского. 

Послушать как звучит арфа:

Бубен 
Один из ударных инструментов, пришедший в симфонический оркестр в 1821 году.
Бубен был известен еще в странах древнего Востока,потом он стал народным
инструментом в Италии и Испании. Ни один танец не обходился без его
сопровождения. И в симфоническом оркестре он играет ту же роль: сопровождает
восточные, цыганские, испанские и итальянские пляски. Бубен звучит в
Итальянском каприччио Чайковского, в Испанском каприччио Римского-Корсакова,
в цыганской пляске из "Кармен" Визе:
     Бубен - инструмент с неопределенной высотой звука. Это обруч с погремушками - маленькими металлическими тарелочками, вставленными в отверстия в обруче. С одной стороны на обруч натянута кожа, с другой - иногда струны, на которых укреплены бубенчики. Играют на бубне, потряхивая или ударяя по коже или обручу.


 

Контрабас 
Самый низкий по звучанию среди струнных смычковых инструментов, контрабас - 
очень важная фигура в оркестре. Это своего рода музыкальный фундамент, 
на который опирается звучание всего оркестра. 
Для того чтобы не писать слишком много добавочных линеек, партию контрабаса 
записывают октавой выше, чем она звучит на самом деле. 
Как сольный инструмент контрабас выступает редко. На нем очень трудно 
добиться остроты и точности интонации, так как он слишком большой и громоздкий: 
играть на нем приходится стоя или сидя на специальном очень высоком табурете, 
а для того, чтобы заставить вибрировать его толстые струны, нужно приложить 
немалые усилия. Тем не менее некоторые исполнители-контрабасисты достигают 
настоящей виртуозности и играют очень сложные пьесы, часто - написанные для 
виолончели. Популярны контрабасы в эстрадных оркестрах и ансамблях. Там, как 
правило, играют на них особым способом - щипком (пиццикато).
   


Послушать как звучит контрабас:

Виолончель  
     Так же  как и  Виолончель и  альт, виолончель  принадлежит  к группе струнных смычковых инструментов. Она очень  похожа на скрипку и альт,  но значительно больше  их по  размеру. Звук  у  нее густой,  сочный и  певучий.  Он напоминает   низкий   человеческий   голос, 
больше  всего баритон. Лучше всего виолончели   удаются   широкие   напевные   мелодии.  
Здесь раскрываются богатые возможности этого инструмента, его красивый  благородный 
тембр. Но и  виртуозные произведения вполне доступны этой "старшей сестре" скрипки.
Помните, как  звучит на виолончели "Полет шмеля" из оперы Римского-Корсакова "Сказка о 
царе Салтане"?
Известны "Вариации  на  тему Рококо"   Чайковского   (для   виолончели   с   оркестром),   концерты Дворжака, Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна.
В оркестровых произведениях виолончелям часто поручают лирические  эпизоды,
выразительные соло,  такие,  как  чудесная вальсовая  мелодия  из  первой части
Неоконченной симфонии Шуберта,  как Адажио из  "Спящей красавицы" Чайковского -
дуэт виолончели и скрипки.
Один из  лучших  исполнителей на  этом  инструменте -  знаменитый музыкант
Мстислав Ростропович.  Его  знают  и  ценят во  всем  мире.  Свои  виолончельные
произведения ему посвятили многие современные композиторы - Прокофьев,  Бриттен,
Шостакович и др.
Любителям музыки знакомы имена  известных виолончелистов - С.  Кнушевицкого
и Д.  Шафрана, а  среди молодежи  - победителей  конкурса имени  Чайковского  Н.
Гутман и Н. Шаховской. Всемирную  славу завоевал великий испанский  виолончелист
Пабло Казальс.  И,  конечно  же,  нельзя не  упомянуть  о  великом  музыканте  и
человеке   Мстиславе   Ростроповиче,   который   стал   известен благодаря своей
велиполепной игре на виолончели.

Послушать как звучит виолончель:

Скрипка


Послушать как звучит скрипка:
Королева  оркестра  -  скрипка  -  самый  распространенный  среди струнных смычковых инструментов.  "Она в  музыке является  столь же  необходимым
инструментом,   как   в   человеческом   бытии   хлеб насущный",- говорили о ней
музыканты еще в XVII веке.
Скрипки делали во многих странах Европы, но лучшие скрипичные мастера  жили в Италии,  городе Кремоне.  Скрипки, сделанные  кремонскими мастерами  XVI-XVIIIвеков Амати, Гварнери, Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными.  Свято хранили итальянцы  секреты  своего  мастерства.  Они  умели  делать  звук  своих скрипок особенно певучим  и нежным,  похожим на  человеческий голос.Знаменитых итальянских скрипок до нашего времени сохранилось не  так уж много, и все они  - на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.
Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой "талией".  На
верхней деке  -  красивые,  в виде  латинской  буквы  f вырезы,  которые  так  и
называются -  эфы.  И размер,  и  форма  корпуса, его  мельчайшие  детали,  даже
качество лака, которым он покрыт, тщательно  продуманы. Ведь все влияет на  звук
капризного    инструмента.    К    корпусу    скрипки   прикреплен гриф, который
заканчивается   завитком.   Перед   завитком   в  желобке - отверстия, в которые
вставлены колки. Они натягивают струны,  с другой стороны плотно закрепленные  у
подгрифка. В середине корпуса, приблизительно между эфами, на двух ножках  стоит
подставка. Через нее проходят струны. Их четыре. Они носят название тех  звуков,
на которые настроены:  ми, ля,  ре и  соль или  басок (считая  от самой высокой
струны).Скрипач изменяет высоту звука, прижимая струпу к грифу пальцами левой руки чтобы было удобно играть, он кладет скрипку на плечо и придерживает ее головой.
В правой руке он держит смычок, которым водит по струнам.
Смычок - тоже  очень важен. От  него во многом  зависит характер  звучания.
Состоит смычок  из  трости или  древка,  на нижнем  конце  которого прикреплена
колодочка.   Она   служит   для   натягивания   волоса, который с другой стороны
прикреплен к трости неподвижно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий